Этот усилитель вышел в продажу почти одновременно с изученным недавно 12-канальником HAM16.150DSP и построен на близкой к нему платформе. На первый взгляд, просто «смасштабирован» по числу каналов, так нужно ли его подробно рассматривать? Всё не так просто. На деле 8-канальник имеет несколько принципиальных отличий (и в цифровой, и в усилительной частях), так что по факту – совершенно иной продукт, и нацелен на совершенно иную целевую аудиторию.
Откровенно говоря, упомянутый Hellion HAM16.150DSP призван решать весьма специфичные задачи – он больше для тех, кто принципиально упирается, «чтоб играло из всех штатных мест». Как говорится, хотите – нате. А вот 8-канальный формат больше востребован у тех, кто отталкивается от хотелок и предпочтений именно в звучании, и готов строить системы более рационально.
Так что с этой точки зрения и постараюсь рассмотреть сегодняшнего испытуемого – Hellion HAM8.100DSP. С поправкой на ценовую категорию, хотя, забегая вперёд, особых поводов для снисхождения усилитель себе не позволил. При том, что цена у него не кусается: 8 каналов усиления и 10 каналов цифровой процессорной обработки (ещё и по источникам с горкой насыпано) стоят на момент этого теста 54990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Если в прошлые разы доводилось иметь дело в основном с первыми пилотными образцами Hellion (т. е. уже из серийной партии, но «выдернутые» для предварительного контроля), то в этот раз в руках оказался экземпляр из основной поставки с соответствующей упаковкой. Подаётся продукт красиво – в жёсткой коробке «подарочного» типа и в тканевом мешочке – в лучших традициях дорогой «домашки».
В комплекте идёт дополнительный шильдик (к слову, металлический) чёрного цвета – это если серебристый вдруг не впишется в дизайн инсталляции. Для эстетов, так сказать.
Размеры корпуса – 25 х 21 см (плюс разъёмы ещё немного добавят)
Компоновка – двусторонняя, подключения выведены на длинные торцы корпуса. Как обычно, выходы и питание – с одной стороны, слаботочка – с другой.
ЧТО МОЖНО ПОДКЛЮЧИТЬ
Высокоуровневые входы, 8 каналов. Разумеется, с системой автовключения по наличию на них сигнала от штатного ГУ (вернее, по наличию постоянной составляющей на первой паре каналов). Входной импеданс 8 Ом, согласно заявке работает с сигналами до 22 В RMS.
Линейные входы, тоже 8 каналов. В программе они разделены с высокоуровневыми, но на уровне «железа» связаны, так что лучше выбирать что-то одно – либо те, либо эти.
Отмечу как плюс физическую регулировку входной чувствительности потенциометрами. Иногда может понадобиться, чтобы точнее согласовать уровни и уменьшить возможные шумы. Кстати, с индикаторами клиппирования – полезная штука при настройке системы (для тех, кто умеет пользоваться). Работают корректно, в ходе измерений специально обращал на них внимание.
Оптика Toslink – тут всё понятно, останавливаться особо не на чем.
Bluetooth – вот тут интересней, поскольку встроенный модуль поддерживает не только базовый SBC, но и AAC и кодеки семейства aptX, включая aptX HD.
USB Audio – можно подключать процессор, к примеру, к ГУ на Android (проверить поддержку OTG не забудьте) и «выгонять» на него аудиопоток как на внешнюю звуковую карту. Подключается кабелем с двумя USB-A на концах.
Для смартфонов, напомню, у Hellion есть вот такой комплект из удлинителя (выбирается нужного размера под конкретный инсталл) и OTG-кабеля USB-C с дополнительным питанием.
Обычный кабель для настройки с ноута идёт в комплекте. Длинный, 5-метровый.
ЧТО ВНУТРИ
Как и все усилители Hellion последнего времени, HAM8.100DSP имеет конформное покрытие плат – элементы SMD-монтажа дополнительно защищены специальным лаком. Плюс к механической надёжности и влагозащита по классу IP54.
Предохранители – внутри корпуса, блок питания – общий на все 8 каналов усиления.
Подсмотреть чипы усилительной части не удалось, они расположены под платой и прижаты к верхней крышке. Достоверно известно только, что это что-то из силовых TDA.
За цифровую обработку сигнала отвечает хорошо известный Cirrus Logic CS47048 (работает с цифровым сигналом на частоте 192 кГц, используются встроенные АЦП и ЦАП кроме каналов 9/10 – в них трудится AK4619). Он используется и в других моделях Hellion, причём используемая здесь платформа на самом деле ближе не к последним моделям, а к появившемуся на рынке самым первым Hellion HAM6.80DSP. Дело в том, что помимо стандартных возможностей в HAM8.100DSP реализована функция автоматической настройки задержек и эквалайзера с помощью микрофона Hellion MC-1. Но об этом – чуть дальше.
Начинка почти целиком скомпонована на материнской плате, и лишь часть, отвечающая за подключение цифровых источников, вынесена на небольшие субплаты.
КАК НАСТРАИВАЕТСЯ
Программа запускается и подключается к процессору сразу, без предварительной установки.
Ко мне попал аппарат из первой (уже серийной) партии, но на момент теста вышла новая версия прошивки, так что при первом запуске было предложено обновиться. Само собой, комп для этого должен быть подключен к интернету – программа сверяет текущую версию на процессоре с последней доступной.
Вообще, производитель настоятельно рекомендует следить за обновлениями, т. к. время от времени добавляются новые возможности. К примеру, конкретно в данном случае добавилось смешивание сигналов с аналоговых и цифровых входов (в предыдущей прошивке этого не было). С каких входов, на какие выходы и в каких пропорциях что подмешивается, задаётся в окне маршрутизации (она здесь привычная, «матричная»):
Напомню принципиальный момент – в программе можно переключаться между линейными и высокоуровневыми входами, но на уровне «железа» они между собой связаны. Это нужно учесть, если захотите подключить несколько источников по аналогу.
Как и у остальных моделей Hellion, первым шагом при настройке выбираются предназначения выходов (твитеры, СЧ, мидвуферы, саб и т. д.), после чего фильтры встают в некие исходные безопасные значения. Как только задали конфигурацию, систему можно включать, не опасаясь спалить динамики.
При нажатии кнопки Bridge (если нужно включить пары каналов в мост) объединённые каналы начинают регулироваться синхронно. Причём мост можно включить даже для каналов 9/10 – в этом случае сигнал в одном из них инвертируется, так что можно использовать даже пару моноблоков (если вдруг захочется получить совсем уж убойный бас).
Есть и обычное линкование каналов (просто для параллельной настройки фильтров и уровней), правда, здесь оно не произвольное, а попарное.
Ещё один момент – внутренняя память. В неё можно записать до 10 настроечных конфигураций (пресетов). Потом переключаться между ними можно будет с пульта Hellion DRC-1 – он покупается отдельно и подходит ко всем текущим моделям процессоров Hellion.
В стандартном процессорном функционале (фильтры, задержки, эквалайзер) всё более-менее привычно. Поскольку сама платформа знакома по другим процессорам Hellion, проверять их не стану, просто перечислю для порядка:
Кроссоверные фильтры – с выбором крутизны вплоть до 48 дБ/октава и типа фильтров (Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли).
Эквалайзер – 21 полоса, может работать в графическом режиме (фиксированный набор частот и фиксированная ширина каждой полосы регулирования) или в параметрическом (соответственно, можно менять центральные частоты полос и их ширину).
Задержки в выходных каналах – до 15 мс с шагом 0,021 мс (эквивалентно «отодвиганию» динамиков 5,19 м и 1 см, соответственно).
АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА ЗАДЕРЖЕК И ЭКВАЛАЙЗЕРА
А теперь, собственно, об упомянутой ранее автоматической настройке системы с помощью специального микрофона Hellion MC-1. Принцип ровно такой же, как в первом процессорном усилителе Hellion HAM6.80DSP, вышедшем в продажу полтора года назад.
В этот раз у меня на руках микрофона не было, но подробно сам процесс настройки я рассматривал как раз когда изучал упомянутый Hellion HAM6.80DSP.
Если коротко, работает это так. Указываем, какие каналы задействованы в системе. Потом указываем, что именно нужно настроить: задержки, полярность сигнала, эквалайзер (или всё разом). При желании задаёте целевую АЧХ, которую нужно получить в итоге (кнопки Rock, Classic и т. д.).
Всё, крепите микрофон на подголовнике и жмёте «Старт». Процессор запускает сигналы, ловит микрофоном и «творит волшебство».
Ещё раз обращу внимание – кроссоверные фильтры нужно выставить заранее, они автоматически не настраиваются. Только задержки и эквализация.
РАБОТА УСИЛИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ
Фоновый шум на выходе усилителя невысокий, стабильно ниже отметки -100 дБВ. Характер гармоник слегка задиристый и содержит высшие порядки, но их уровень относительно полезного сигнала беспокойств не вызывает.
Распределение КГИ по спектру, можно сказать, традиционное – самые низкие искажения на средних частотах, на НЧ и ВЧ чуть подрастают.
Вообще, в плане гармонических искажений усилитель ведёт себя очень похоже на всё тот же Hellion HAM16.150DSP. Но питание силовых чипов D класса сделано более щадящим, и, как следствие, ограничение наступает при чуть меньших выходных мощностях. В графиках и циферках это выглядит следующим образом:
Мощностные параметры Hellion HAM8.100DSP (измерение на 1 кГц):
- Работа на 4 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 81 Вт
- Работа на 4 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 98 Вт
- Работа на 4 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
- Работа на 2 Ом, номинальная выходная мощность (THD=1%) – 103 Вт
- Работа на 2 Ом, максимальная выходная мощность (THD=10%) – 115 Вт
- Работа на 2 Ом, коэффициент гармонических искажений (P=0,1Pmax) <0,03%
Из этих показателей вытекает, что мостовое включение каналов даст немногим больше 200 Вт неискажённой мощности. Для совсем лёгкого и чувствительного сабика этого, конечно, достаточно, но выбор получается невелик. Так что сабвуферное звено лучше строить с отдельным моноблоком и подключать его к каналам 9/10. Посмотрел, какой на них максимальный размах сигнала: